Зачем учить детей музыке
«Рад скомрах о своих домрах…»
2020 год в России объявлен Годом Народного творчества и чтобы познакомить учащихся с народными культурами, я решила провести цикл мероприятий, посвященных становлению исполнительской культуры на народных инструментах и назвать цикл – «Рад скомрах о своих домрах». Истоки исполнительской культуры на народных инструментах в скоморошестве. В былине о Добрыне Никитиче есть строки, где князь Владимир говорит, обращаясь к Добрыне – «За твою игру, за весёлую дам тебе, скоморошина, три места любимых. Первое место – сядь подле меня, друго место – супротив меня, а третье место – куда сам захочешь!». Скоморошество было почитаемым занятием среди всех слоёв населения – от бедных до богатых. В наше время, к сожалению, у народных инструментов остаётся одна большая проблема: о них мало знают. Несмотря на то, что обучение на народных струнных щипковых инструментах ведётся давно, до сих пор сохраняется предвзятое отношение к ним. Но именно национальные культурные традиции, народные мелодии имеют огромное воздействие на духовный мир человека — это воздействие и отражает основную задачу музыкального воспитания. Чтобы познакомить учащихся с родной культурой проводим концерты в классе и в гимназии №9, для учащихся начального и среднего звена, сопровождая выступления рассказом, иллюстрациями, слайдами. Участие принимают разные составы: дуэты, трио и т.д. В основу таких концертов положены народные мелодии песенного и танцевального жанров. Эта музыка легко воспринимается на слух, т. к. строение музыкальной речи схоже с речевыми интонациями. Начинаем выступления с народной музыки, а затем звучат переложения классических произведений, современная музыка, музыка с элементами джаза и рок-н-ролла. Реакция ребят на выступления своих одноклассников — удивление, интерес, желание слушать. Многие из них впервые слышали «живой» голос домры, балалайки.
Посещение фестиваля «Струны Сибири», проходившего в нашем городе 25 -28 февраля — это открытие, для многих из нас, национальных культур других народов – и как много общего у щипковых инструментов — домра, цимбалы, домбра – волшебный звук, душа! Концерты посетили родители вместе с детьми и очень обрадовало, что было много впечатлений от услышанного не только у детей, но и у родителей. Услышав звучание казахского оркестра и национального белорусского оркестра, понимаешь насколько разнообразны и богаты национальные культуры. Прекрасное исполнение, красивые национальные костюмы, академичное сценическое поведение артистов – всё это очень впечатляет. Многие впервые увидели казахские и белорусские музыкальные инструменты. Знакомство с национальными культурами состоялось!
Помимо концертов, январь и февраль очень насыщенные конкурсные месяцы. В январе ансамбль принял участие в Международном фестивале – конкурсе им. И.Маланина и получил Диплом 1 степени. А в феврале ансамбль участвовал в юбилейном, двадцатом, Международном фестивале – конкурсе исполнителей на народных инструментах «Поиграем» и получил Диплом 2 степени, а также получен диплом на Региональном конкурсе исполнителей на народных инструментах им. В. Подъельского.
В течение всего года будем знакомиться с историей исполнительства на народных инструментах. Посещение концертов Русского академического оркестра п/у В. Гусева, где солистами представлены все ведущие инструменты оркестра — прекрасная школа для познания родной культуры и интеллектуального развития.
«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи».
Аристотель