На основании постановления мэрии города Новосибирска от 22 сентября 2023 года № 5017 было изменено наименование нашей детской музыкальной школы. Если раньше основным отличием от других музыкальных школ города Новосибирска был ее порядковый номер «пять», то сейчас главной ее отличительной чертой является закрепление за школой имени композитора Эдуарда Николаевича Артемьева. Отныне мы – муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Детская музыкальная школа № 5 имени Эдуарда Николаевича Артемьева».
С одной стороны, носить имя известного композитора очень почетно, с другой – не менее ответственно, так как вся жизнь и творчество Э.Н. Артемьева – это честное и преданное служение искусству, путь поиска и экспериментов, путь человека, подарившего нам множество прекрасных работ, и мы, наша школа, это имя должны все время оправдывать.
Из биографии и творчества Эдуарда Николаевича Артемьева
Эдуард Николаевич Артемьев родился 30 ноября 1937 года в городе Новосибирске. Рождение будущего композитора в Новосибирске для города стало счастливой случайностью: в это время семья находилась в Новосибирске по долгу службы отца, химика-технолога по профессии. Работа Николая Васильевича была тесно связана со сменой места жительства, и до 7-ми лет мальчик переезжал из города в город вместе с родителями. В школьном возрасте будущий композитор стал постоянно жить в Москве у своего дяди, профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, под руководством которого и начал свой путь в профессию музыканта.
Первоначальное музыкальное образование Э.Н. Артемьев получил в Московском хоровом училище (ныне Академия хорового искусства имени В.С. Попова); в 1960 году окончил теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по классу композиции у композиторов Юрия Шапорина и Николая Сидельникова.
В 1960 году Артемьев познакомился с инженером и математиком Евгением Мурзиным, создателем первого в мире фотоэлектронного синтезатора АНС, названного в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина. Эта встреча сыграла большую роль в становлении индивидуального почерка Артемьева, ставшего впоследствии одним из ярких композиторов в области электронной музыки.
В 1968 году уникальный фотоэлектронный АНС Е. Мурзина и первые электронные композиции Э.Н. Артемьева, написанные с его помощью, были представлены на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции.
Артемьев стал серьезно заниматься исследованиями в области синтеза звука и электронной музыки: экспериментировал в студии Музея имени Скрябина в Москве, работал в первой в Советском Союзе экспериментальной студии электронной музыки; регулярно участвовал в международных фестивалях электронной и экспериментальной музыки (США, Франция, Италия, Германия); являлся президентом Ассоциации электроакустической музыки при ЮНЕСКО; занимал должность президента основанной им же в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки.
Параллельно Эдуард Николаевич читал лекции для студентов-композиторов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; с 1964 по 1985 год работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Московском государственном институте культуры.
В первую очередь, электронная музыка композитора нашла свое применение в кино: композитор написал музыку более чем к 250-ти фильмам, художественным, мультипликационным, документальным.
Артемьев Эдуард Николаевич работал с такими выдающимися кинорежиссерами, как Андрей Тарковский («Солярис», «Зеркало», «Сталкер»), Андрей Кончаловский («Сибириада, «Одиссея», «Дом дураков», «Щелкунчик и крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Грех»), Никита Михалков («Спокойный день в конце войны», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Родня», «Без свидетелей», «Урга: Территория любви», «Утомленные солнцем», «Утомленные солнцем 2: Предстояние», «Сибирский цирюльник», «Двенадцать», «Солнечный удар»), Карен Шахназаров («Курьер», «Город Зеро»), Павел Чухрай («Водитель для Веры»), др.
Эдуард Артемьев был связан с миром кино не только как композитор, но и как актер: в эпизодических ролях он снялся в фильмах Никиты Михалкова «Арена» (1967 г., роль тапера), «Без свидетелей» (1983 г., роль дирижера) и «Солнечный удар» (2014 г., роль ассистента фотографа).
С 1960-го по 1990-е годы Артемьев написал музыку более чем к 30-ти постановкам для Театра имени Моссовета, Московского академического театра сатиры, Государственного академического Малого театра и других. В 2016 году в московском Театре мюзикла состоялась премьера рок-оперы Артемьева «Преступление и наказание» по мотивам одноименного романа Ф.М. Достоевского.
Музыка Артемьева была использована в церемониях открытия и закрытия XXII летних Олимпийских игр в Москве (1980 г.) и XXII зимних Олимпийских игр в Сочи (2014 г.). На церемонии открытия XXII летних Олимпийских игр звучала специально написанная к этому событию кантата для тенора, двух смешанных хоров, детского хора, симфонического оркестра, рок-группы и синтезатора Synthi-100 «Ода доброму вестнику»; в Сочи на церемонии открытия и закрытия XXII зимних Олимпийских игр звучали музыкальные темы из фильмов «Сибириада», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Сталкер».
В творческом багаже Эдуарда Артемьева имеются музыкальные произведения, написанные в самых различных жанрах. Это и электронные композиции («В космосе», «Звёздный ноктюрн», «Концертный вальс», «Мозаика», «Двенадцать взглядов на мир звука: Вариации на один тембр», «Картины-настроения», др.), и вокально-хоровые произведения (оратория на стихи А. Твардовского для баритона, смешанного хора и симфонического оркестра «Я убит подо Ржевом», кантата для хора и симфонического оркестра на народные тексты «Вольные песни», месса для хора, рок-группы, оркестра и солистов «Девять шагов к Преображению», др.).
В жанровом отношении разнообразна инструментальная музыка композитора – это и сюиты для симфонического оркестра («Хороводы», «Алтайский сказ. Полёт над временем», «Мастер» — сюита-посвящение В.М. Шукшину), симфоническая поэма «Океан», квазисимфония в семи частях для ансамбля электронных инструментов, гитары, ударных, скрипки и фонограммы «Семь врат в мир Сатори», два концерта для солирующих инструментов (альта и фортепиано) с оркестром, др.
В зависимости от творческой идеи, музыкального жанра и тембровых возможностей инструмента, голоса в том числе, определяется индивидуальная стилевая направленность и стилистика музыкального произведения. Сочинения 1960-х — начала 1970-х годов, написанные с помощью синтезатора АНС, находятся в русле электронного авангарда. Композитор делал акцент на разработку электронно-сонорного письма, применение звукотембрового синтеза, преобразование природных шумов (конкретная музыка), создание звукового пространства.
С середины 1970-х годов наблюдается поставангардный период творчества Э.Н. Артемьева. Для произведений, написанных в это время, характерен сплав черт неоромантизма (наличие тональности, яркого мелодизма) и электронного арт-рока, синтез элементов музыкального Востока и Запада разных эпох.
Произведения 80-х годов сочетают авангардные приемы и элементы фольклора. В произведениях 2010-2020-х годов композитор чаще обращается к тембрам инструментов симфонического оркестра.
Последней работой Э.Н. Артемьева должен был стать фильм Никиты Михалкова «Шоколадный револьвер». Однако этот проект не был осуществлён, и музыка, написанная к «Шоколадному револьверу», вошла в фильм Николая Лебедева «Нюрнберг».
Эдуард Николаевич скончался 29 декабря 2022 года в Москве на 86-м году жизни от осложнений, вызванных пневмонией. Сейчас дело отца продолжает его сын Артемий, композитор электронной музыки, основатель студии Electroshock Records, продюсер, подаривший родителям четверых внуков и внучку.
С нашим городом композитора связывают не только чисто биографические факты (рождение в Новосибирске), но и тесное творческое сотрудничество. В конце октября 2022 года в Новосибирской государственной филармонии состоялся трехдневный музыкальный фестиваль, посвященный творчеству композитора и на котором присутствовал сам автор.
В ноябре 2023 года в Новосибирске, при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив, Правительства Новосибирской области, министерства культуры Новосибирской области, Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, ВГТРК «Россия», Союза композиторов Евразии и Союза кинематографистов России, стартовал I Международный конкурс-фестиваль музыкального и мультимедийного искусства имени Эдуарда Артемьева «Сибириада». По замыслу организаторов проект «Сибириада» включает концертную программу из произведений Э.Н. Артемьева и конкурса композиторов, работающих в жанрах академической, электронной и электро-акустической музыки, а также видео-художников и режиссёров, экспериментирующих в жанре видеоарта.
На открытии I Международного конкурса-фестиваля «Сибириада» прозвучал реквием Э.Н. Артемьева «Девять шагов к Преображению» в исполнении симфонического оркестра НОВАТа под управлением маэстро Сесара Альвареса (Испания), сводного хора, включающего взрослый и детский хоровые коллективы, солистов Екатерины Артемьевой (сопрано), внучки композитора, и Андрея Лефлера (тенор). Над Реквием Э.Н. Артемьев работал несколько десятилетий; позже композитор признался: «Это единственное сочинение, которое я принимаю без претензий к самому себе. Что-то получилось».
Эдуард Николаевич Артемьев о себе, творчестве, друзьях, времени (из интервью разных лет)
— Должна ли музыка, на ваш взгляд, соответствовать времени? Должно ли появляться больше патриотической музыки в трудную для страны минуту?
— Наверняка сказать нельзя, это всё зависит от людей. Возможно, должны появиться гранты для авторов, заказ от государства. Тогда и народ творческий туда сразу пойдет в надежде самоутвердиться. И, конечно, наверное, есть те, кто не ждет стимула, а искренне желает написать что-то патриотическое.
— Сейчас техника так развивается, что порой музыку за человека пишет искусственный интеллект. Как вы относитесь к этому? Не вытеснит ли композитора компьютер?
— Не без этого, конечно. Я думаю, что никуда не денешься. Английский физик Стивен Хокинг написал последнее завещательное письмо в Академию наук. Оно пугающее. Первое — остановиться в разработке искусственного интеллекта. Второе — перестать искать инопланетян. …Эти пути гибельны. Инопланетяне — точно существа другого уровня, которые всё здесь завоюют и уничтожат. Другого пути нет. Искусственный интеллект сделает то же самое. Однажды у него проснется самосознание, и последствия будут неминуемы.
— Может ли кино обойтись без музыки, или она обязательно нужна?
— Таких примеров, когда кино совсем без музыки, очень мало. Но примеры есть. Режиссер решил, что музыка не нужна, и без нее обошелся. Это его личный страх и решительность одновременно. Но в принципе, кино — это отдельный жанр искусства, или даже пласт искусства — вот это точнее. За очень короткое время он выработал целую систему взглядов на мир звука, в данном случае даже не на музыку. Место ее, степень влияния и отражения действий, происходящих на экране.
— Куда делась мелодия? Почему ваша музыка в кино запоминалась мгновенно и навсегда, а в современном кинематографе это редкость?
— Непонятная история. Когда-то великий композитор Джон Уильямс, автор музыки к таким фильмам, как «Список Шиндлера», «Звездные войны», обладатель 25-ти «Грэмми» и 5-ти «Оскаров», разработал систему лейтмотивов. Честно говоря, он просто заимствовал ее у Вагнера. Но тем не менее из лейтмотивов, как из кусочков пазла, получалась музыка к картине. Весь Голливуд работал по этой системе. А потом взяли и отказались от нее.
…Сейчас в приоритете музыка без тем. Опять же, это Голливуд завел такую моду. Я понимаю, что за этим стоит. В музыке что сейчас важно? Энергия. Вдруг мелодия сменилась энергией, которую нам преподносят. И это работает. Так пишет Ханс Циммер — последний выдающийся композитор. Он такой мощный, что уже вышел за пределы киномузыки. У него пунктирующие, невероятные сочинения. За ними очередь стоит уже. Циммер — великий симфонист.
— Никита Сергеевич (Михалков) вас заманил в кино, а старший брат — Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский — предложил поработать в театре. И вы выпустили с ним рок-оперу «Преступление и наказание», которая идет в Театре мюзикла. Тяжело было перестроиться?
— Да. Если бы не он, этой оперы никогда бы не было. Это усилиями Андрея, его верой, что я это сделаю, это случилось. Михалков-Кончаловский просто надавил. Потому что я сразу отказался. Сказал, что рядом с Достоевским я не могу писать. Достоевский подавляет меня…П
— Вы четко ассоциируетесь с Никитой Сергеевичем и его фильмами. За последние 10–15 лет характер ваших взаимоотношений как‑то поменялся?
— Нет, за 40 с лишним лет у нас с ним образовались глубокие дружеские связи. Родственниками стали: Никита Сергеевич — крестный отец моего внука, а я — его дочки. У нас удивительные отношения, и так долго держатся, и так благотворно — это настоящее счастье.
— Михалков вас периодически называет Алексием — вашим церковным именем. В какой‑то момент, видно, произошло изменение ваших отношений с Богом?
— Я родился в Новосибирске — там отец работал. Перед самой войной мы приехали в Москву и несколько месяцев прожили у бабушки. А она человек редкой религиозности и, я бы сказал, фанатичности — совершенно не терпела никаких возражений по части убеждений. И когда она узнала, что внука назвали Эдуардом, то выбрала из святцев ближайший день ко дню рождения — там был Алексий, человек Божий, — и так это за мной и привилось.
— Если сравнивать современность с советским временем, то в какой из эпох вы себя чувствуете комфортнее?
— Вопрос удивительный. Мне вообще все равно. В советское время каких‑то композиторов преследовали — Альфреда Шнитке, например, но мы занимались электроникой, и нам абсолютно не мешали. Я не могу пожаловаться — я занимался чем хотел. Электроника стала востребована в кино, которое всегда стояло на передовых позициях по части освоения новых технологий. И сейчас я занимаюсь примерно тем же. Так что как художник я никаких притеснений никогда не испытывал.
— То есть никакой ностальгии по прошлому вы не испытываете?
— Грущу только по своим близким, ушедшим от меня, — по отцу, матери, друзьям. Все остальное проходит, и я ни о чем не жалею. Я иногда начинаю думать, а был я там или нет. Такое впечатление, что я иду, а сзади все обрубается. И в прошлом только темнота.
— В чем, по-вашему, преимущества и недостатки возраста? Дети обычно хотят поскорее стать взрослыми, а старики жалеют о прожитых годах.
— Может, по недальновидности, по легкомыслию, но я себя в любом возрасте чувствую отлично. Мне кажется, я совершенно не изменился. Никаких перемен. Я занимаюсь той же музыкой. Мне трудно судить о ее качестве — может быть, оно и упало, но я работаю с увлечением и так же много. Я не чувствую никаких недостатков возраста, кроме того, что времени, судя по всему, осталось мало. Надо много еще чего успеть. Вот это основная тема моих огорчений и беспокойств.
— Вы композитор, каких еще поискать. А есть ли среди ваших учеников достойные последователи?
— У меня учеников нет вообще. Ученик — это тот, кто приходит, занимается. Таких у меня нет. …Педагогика — не мое. Мне скучно. При этом я долго преподавал, 25 лет. Иногда в шутку говорю: «Я преподавал в Институте культуры и отдыха». Это началось еще в 1960-е годы, в Москве. Преподавал инструментовку для симфонического оркестра, народного и прочего. Это с творчеством мало связано. Вот эти ученики у меня есть. Но они уже меня не помнят.
— Когда вам поют дифирамбы, говорят, что вы великий, выдающийся, гениальный, как себя чувствуете в этот момент?
— Пропускаю мимо ушей похвальбу. Я-то понимаю, когда от чистого сердца идет, а когда так. И если человек говорит комплимент от души, я всегда благодарю его за эти слова.
— Чем вы сейчас увлечены?
— Я продолжаю заниматься своим делом, пишу Концерт для скрипки. Сейчас хочу закончить его, он почти готов. У меня там будет много электроники. И скрипка у меня будет адаптирована, зазвучит как гитара. Может, чересчур, но я пока нахожусь в поиске языка. Сейчас техника предоставляет такие возможности, что сбиться на высоких технологиях очень легко. Думаю, за год с ним расправлюсь. И еще надо доделать Концерт для фортепиано. Пока одна часть написана и брошена. И если бог даст жизни, то возьмусь за оперу «Степной волк» по роману Германа Гессе. А там неважно, успею я ее закончить или нет. Я удивляюсь, как все проходят мимо такого сочинения, в котором есть всё для оперы и для сцены.
— А у вас есть шедевр, который, на ваш взгляд, слушатели недооценили?
— Видимо, в основном вся моя музыка недооцененная. Вы знаете, я свою музыку не слушаю вообще. Написал и забыл о ней, потому что иду дальше. Кроме «Реквиема». «Реквием» я несколько раз прослушал, потому что это что-то гениальное, на мой взгляд.
— Удивительно, что вы взялись за «Реквием». Ведь посыл его трагический.
— Да, трагический. Но, видите, я всё пересмотрел по-другому. По идее у меня в произведение заложен путь к Христу. Все эти трагические места в произведении, бешеный ритм — это не печаль по покойному. А о том, как Бог приходит в нужный час и принимает нас.
— А вы думаете о смерти?
— Конечно. Я уверен, что жизнь на этом не заканчивается, она продолжается. Абсолютно не сомневаюсь в этом.
- Народный артист РФ (1999), Герой труда РФ (2022).
- Был награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2013), Александра Невского (2018).
- Являлся лауреатом Государственной премии РСФСР (1988), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (1993, 1996, 2000, 2016).
- Был отмечен кинематографическими премиями «Ника» (1994, 2004, 2007, 2016), «Золотой орел» (2006, 2007, 2011, 2013, 2014), «Белый слон» (1999, 2004, 2011, 2013, 2016), призом Московского международного кинофестиваля «Золотой святой Георгий» (2022) за вклад в мировой кинематограф; театральной премией «Золотая маска» (2017), премией имени Дмитрия Шостаковича (2017).
(Материал подготовлен на основе открытых источников интернета)